Астромифология чисел. Часть первая 5 июля 2010, 14:51
Будущее скрыто, и, видимо, поэтому вызывает безотчетный страх у мыслящей части мироздания. Даже те, кто стремится жить сегодняшним днем, порой хотят узнать, что ждет их впереди. Что может помочь в этом? Числа!
Рассмотрим природу чисел с точки зрения древней астрологии.
Зодиакальная (и нумерологическая) природа чисел служит указанием на - символ пассивного и активного начал, - дачи и опасности, - психический склад, - активные проявления знаков, - то, насколько уместны вмешательство в личное, внимание и помощь, совершенство, умение жить грядущим.
Числа, с точки зрения традиционно учения, выступают в качестве упорядочивающей функции, это проявляется в преодоления хаоса и восстановления порядка.
Основные параметры Зодиака, в ряду прочих, включают и числовые (количественные и порядковые) характеристики:
- определение схемы благоприятных и неблагоприятных чисел, - выявление оппозиции чет — нечет и ориентации в них человека.
Для мифологического осознания числа его характеристики могут быть сведены к выражению количества, но и обнаруживают некие качества, которые упорядочивают искусство оперирования числами и системами числовых соответствий. Наши предки, в различных культурных традициях, опираясь свои представления считали что, ноль есть
- небытие, изначальность, - дао, которое «рождает одно», «одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа», - это «космическое яйцо», из которого происходит жизнь, которое знаменует смерть как состояние трансформации, означает вечность (учения орфизма).
Противоположностью и отражением ноля выступает единица.
Единица символизирует единое (монаду) как исток множества; это Бог, Солнце, мужское начало,центр, проявление духовной сущности в противоположность небытию. Она же воплощает активный принцип (начало процесса, шкала отсчета, это образ человека, столба, духовное единство, целостность, единая природа всего сущего. В геометрии единице соответствует точка. Кроме того, единица обозначает равенство и единство, начало и форма всех сущностей (вещь делается равной самой себе, т. е. единственной).
В основе первичной классификации явлений мира положена и пара (двойка - проявление принципа дуализма) неравенство и противоположность - категория пассивная, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица неравна себе или отлична от себя.
Двойка является основой дуальных систем, подразумевающих на низшем уровне борьбу двух начал, на высшем — их синтез. Она связана с двойниками и близнецами; символизирует отражение, столкновение и противопоставление и симметрию. А еще двойка ассоциируется с тьмой и рассматривается как олицетворение женского начала (луна, стихия воды). Геометрический аналог двойки — отрезок (прямая).
Единица и двоица — основные характеристики сущностей, лежащие в основе десяти главных бинарных оппозиций:
- единство и множество, - нечетное и четное, - правое и левое, - мужское и женское, - доброе и злое, - прямое и кривое, - свет и тьма, - покоящееся и движущееся, - предельное и беспредельное, - квадрат и параллелограмм.
Тройка - символ высшего синтеза двух противоположностей, тезиса и антитезиса; это формула мироздания, состоящего из трех сфер. Тройка олицетворяет разрешение конфликта, ознаменованного двоичными системами (гармонизирует действие единства на дуальность). В индуизме тройка - образ Тримурти, трех высших богов, олицетворяющих созидание (Брахма), поддержание (Вишну) и разрушение (Шива) мира. У греков же тройка связывалась с образом мирового порядка: существовали три горы - мойры, эринии, эвмениды. С числом три в христианстве это число святой Троицы. Троица (тройка) - единица достигает завершения, и получается троица из целостности единого и множественного, и вся Вселенная определена через троицу (сущность причастна равному и неравному, единому и многому). А в геометрии тройке соответствует треугольник.
Четверка как число возникает из удвоения двоицы (троица находит свое земное воплощение): - «мысль» это единица, - «наука» — двоица, - «мнение» — троица, - «чувственное» — четверка.
Число 4 является символом материального мира; человеческих, внешних, природных форм; рациональной организации, символизирует стремление закрепить материю в твердые рамки формы. Оно связано со стихиями, сторонами света, задает параметры деятельности посредством четырехчастных структур.
В японской традиции число четыре связывается со смертью (подобно числу тринадцать в западной культуре) и наделяется неблагоприятным значением. Число четыре наиболее часто фигурирует как определяющее периоды существования мироздания. В Библии упоминаются четыре царства — золотое, серебряное, бронзовое и железное. Представление о четырех мировых эпохах (иногда именуемых в соответствии с теми же металлами), также встречается в работах классических авторов. В истории Древней Мексики считалось, что этому, нынешнему, миру предшествовали четыре других. И в Древней Индии существование мира насчитывало четыре периода (т.н. "юги"):
- критаюга продолжительная и позитивная, - третаюга - уменьшение закона (дхармы) в мире, - двапараюга - убывание продолжительности, - калиюга характеризуется как конечная. В геометрии с этим числом соотносится квадрат.
Пятерка отражает представление о строении человеческого тела, состоящего из четыре конечностей головы. И пятеричная модель человеческой анатомии выявляется в числе пальцев на конечностях, в числе основных чувств физического восприятия мира (пять органов чувств). В Древнем Китае и Индии число пять передает представление о пяти основных элементах и сторонах света; в целом оно выступает как основа моделирования мира.
Число пять в культурной традиции Запада символизирует телесное здоровье, эротическое начало, любовь людей. Также оно соотносится с «пятой сущностью» (первоэлементом) как «душой вещей». А в графической символике числу пять соответствует пентаграмма или пятиконечная звезда.
Мифонумерации были популярны и у христиан. В Средние Века число понималось как мера вещей, и числовая символика выступала как принцип средневековой идеологии. Различного рода рассуждения по этому поводу составляют содержание множества философских трактатов (Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский): отталкиваясь от шести дней Господнего миротворения, скажем, что семь после шести — отдых после трудов.
А восемь после семи — вечность после жизни земной. Если десятка - есть число совершенства, то 9 — это недостаток совершенства, а 11 — его избыток. «Божественная комедия» Данте построена на символике чисел три, девять, тридцать три, которые воплощают божественный ритм, управляющий Вселенной.
А во второй части мы продолжим знакомиться с астромифологией чисел с символа совершенства, завершения цикла и гармонии.
|